Категории земель. Изменение категории земель сельскохозяйственного назначения

Земельный кодекс РФ устанавливает деление земель в Российской Федерации по целевому назначению на следующие категории (ст. 7 ЗК РФ):

  1. земли сельскохозяйственного назначения;
  2. земли населённых пунктов;
  3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  4. земли особо охраняемых территорий и объектов;
  5. земли лесного фонда;
  6. земли водного фонда;
  7. земли запаса.

Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Общие принципы и порядок проведения зонирования территорий устанавливаются федеральным законодательством.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Земельный кодекс РФ (ст. 8) устанавливает, в компетенции какого органа находятся вопросы отнесения земель к категориям, перевода их из одной категории в другую в зависимости от формы собственности.

 Форма собственности на землю:  Компетентный орган
 федеральная собственность  Правительство Российской Федерации
 собственность субъектов Российской Федерации, а также муниципальная собственность на земли сельскохозяйственного назначения  органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
 муниципальная собственность на земли, за исключением земель сельскохозяйственного назначения  органы местного самоуправления
 частная собственность на земли сельскохозяйственного назначения  органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
 частная собственность на земли, за исключением земель сельскохозяйственного назначения  органы местного самоуправления

Перевод земель населённых пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населённых пунктов независимо от их форм собственности осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Изменение категории земель сельскохозяйственного назначения

Late+SummerКак указывалось, для определения целевого назначения земель Земельный Кодекс РФ определяет деление всех земельных участков на категории. Вместе с тем, законодатель предусмотрел ситуации, при которых собственнику земли в силу различных причин может потребоваться изменить её целевое назначение, и, соответственно, перевести данный земельный участок из одной категории в другую.

Вопросы изменения категории регулируются следующими нормативно-правовыми актами:

  • Земельный Кодекс РФ,
  • Федеральный закон РФ от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»,
  • Областной закон Ленинградской области от 22.06.2005 г. № 51-оз «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую в Ленинградской области».

Наиболее распространённый вопрос – изменение категории земли сельскохозяйственного назначения на землю населённого пункта. И связано это, с одной стороны, с активизацией оборота земли сельскохозяйственного назначения, а с другой стороны, с возрастающим спросом на загородные коттеджи.

Однако далеко не всегда вопрос изменения категории можно решить положительно. Законодательство устанавливает ряд ограничений.

 

Ограничения по переводу земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию

В отношении земель сельскохозяйственного назначения законодатель устанавливает ограничения: изменение категории таких земель допускается в исключительных случаях, связанных:

1) с консервацией земель;

2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;

3) с установлением или изменением черты поселений;

4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;

6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений;

7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;

8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;

9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

При решении вопроса об изменении категории учитывается ценность (плодородие) земель. Не допускается перевод земель из состава земель сельскохозяйственных угодий, если их кадастровая стоимость на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а так же не допускается перевод особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий.

 

Порядок перевода земельного участка в другую категорию.

Орган, уполномоченный принимать решение о переводе земель из одной категории в другую, определяется ст. 8 Земельного кодекса РФ в зависимости от формы собственности (см. таблицу выше).

Для изменения категории земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, представители областных или муниципальных властей либо заинтересованные лица оформляют соответствующие ходатайства. Для изменения категории земель, находящихся в частной собственности, ходатайство оформляет собственник земельного участка. В ходатайстве об изменении категории земельного участка указывается:

  • кадастровый номер земельного участка;
  • категория земли, в состав которых входит земельный участок и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;
  • обоснование перевода земельного участка в другую категорию земель.

Кроме того, должна быть проведена государственная экологическая экспертиза о возможности изменения категории.

В качестве приложений к ходатайству в уполномоченный орган должны быть представлены:

1) выписка из государственного земельного кадастра относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя — физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц;

3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;

4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую;

6) расчеты потерь сельскохозяйственного производства.

Ходатайства подаются в Комитет Правительства Ленинградской области по управлению государственным имуществом.

По истечению двух месяцев со дня принятия ходатайства уполномоченный орган принимает решение в виде акта о переводе земельного участка из одной категории в другую либо в виде акта об отказе в переводе земельного участка. Акт направляется Вам в течение 14 дней со дня его принятия.

На основании акта о переводе земельного участка в другую категорию вносятся записи об изменении категории земельного участка в документы государственного земельного кадастра, в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Внесение изменений инициирует орган, принявший акт о переводе земельного участка в другую категорию, и поэтому проводить какие-либо действия со стороны заинтересованного лица не требуется.

Перевод земельных участков в другую категорию считается состоявшимся с момента внесения изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Переоформление правоустанавливающих документов на земельный участок не требуется.

Каталог недвижимости InRealty.RU - Лучшие сайты по недвижимости Сдать и снять, купить и продать квартиру в Москве Enter to Real Estate Top Sites and Vote for this Site